При проверке машины по VIN многие водители, которые хотят проверить пробег автомобиля, сталкиваются с тем, что показания одометра на проверяемом авто не соответствуют действительности. По статистике в среднем за год эксплуатации, почти каждое авто проезжает около 20 тыс. км. Но при этом в объявлениях о продаже часто указывают у автомобилей с 5-7 летней историей пробег не больше 50-60 тыс. км, а бывает, и того меньше. Обычно хозяева таких ТС говорят, что использовали авто изредка только для коротких поездок. Но обычно оказывается, что действительный километраж машины намного больше. Есть множество способов, которыми нечистоплотные продавцы уменьшают показания приборов. Разберемся, как они это делают и как можно определить реальный пробег авто.
Зачем скручивают пробег
Показания одометра изменяют, чтобы продать автомобиль с наибольшей для себя выгодой. Но бывают и другие причины. Вот некоторые из них:
- Чтобы не проходить дорогие плановые ТО, так как бортовые компьютеры некоторых иномарок держат в памяти информацию о сроке проведения техобслуживания, а если этот график нарушается, то приборы сигнализируют об этом;
- При полной замене приборной панели, что возможно после ДТП или из-за неисправностей электроники;
- Чтобы скрыть поломки механизмов и узлов авто, влияющих на точную работу показаний приборов, отвечающих за величину пробега, например, того же генератора и т.п.
- Иногда показания одометра изменяют при ввозе б/у машин из стран, где сумма транспортного налога зависит от пробега за определенное время.
Как можно уменьшить пробег автомобиля
Чтобы обмануть покупателя, недобросовестные хозяева машин пользуются самыми различными способами изменения пробега. Это зависит от того, какой тип одометра в данном авто отвечает за фиксацию показателя.
Нужно сразу уточнить, что спидометр отвечает за показания скорости автомобиля, а величину пробега показывает другое устройство – одометр. Он работает в связке со спидометром. Собственно, и панель показаний у них обычно практически одна. Обычно различают три типа одометров:
- Механический;
- Электромеханический;
- Электронный.
Первые два типа применялись на машинах, выпущенных до начала 21 века. Это довольно простые устройства, которые работали по принципу механики: обороты редуктора КПП передавались на счетчик, с помощью специального тросика, а показатели выводились на приборную панель. Изменить пробег у таких систем не представляет никакой трудности.
На механическом одометре показания пробега изменяли двумя способам:
- Способ №1. Разбирается одометр, и вручную меняются цифры на счетчике.
- Способ №2. Разбирается приборная панель и с помощью специальной насадки к тросику присоединяется какой-нибудь инструмент вроде дрели или шуруповерта с большими оборотами вращения. Показания прибора таким образом скручиваются до нужных значений.
Отличие скручивания показаний с электромеханического одометра заключается в том, что если при изменении показаний на механическом одометре отключалось электропитание автомобиля, то при изменении пробега у электромеханического прибора, питание отключать нельзя, иначе счетчик не будет работать. Но здесь довольно высока вероятность короткого замыкания.
Стоит такая процедура не очень дорого — от 1 до 1,5 тыс. рублей. Объявления умельцев обычно носят невинный характер, вроде предложения помощи в регулировке или ремонте спидометра.
Скручивание электронного одометра
Этот тип приборов появился сравнительно недавно. Принцип его работы основан на хранении информации в бортовом компьютере. Информация в него подается со специальных датчиков, оптических или магнитных. Датчики располагаются либо прямо на колесе автомобиля, либо на вале КПП. Компьютер передает получаемые данные на табло приборной панели.
У дорогих моделей авто, например, у некоторых модификаций Тойоты или Ауди, данные о пробеге могут храниться в нескольких блоках памяти. А самая сложная система у БМВ, где таких блоков около десятка. Но специалисты по компьютерной диагностике говорят о том, что скрутить пробег можно с любого типа электронного устройства, фиксирующего пробег. Все упирается только в наличие соответствующего оборудования.
Приведем несколько способов, которыми пользуются, скручивая пробег с электронных одометров:
- Способ №1. Обычно им пользуются, когда меняют пробег у так называемых бюджетных автомобилей, то есть находящихся в низком ценовом диапазоне и на которые ставится самая простая электроника. Для того, чтобы изменить показания одометра, снимается приборная доска, к бортовому компьютеру подключается внешний компьютер с соответствующей программой, или специальный прибор, который называется программатор. Дальше запускается программа и показания с помощью ее меняются до нужных владельцу машины.
- Способ №2. Этот способ применяется при изменении показаний на дорогих машинах, у которых блоков хранения информации несколько штук. Этот способ аналогичен первому с той разницей, что процедура связана с поиском всех информационных хранилищ и изменения данных в каждом из них, что требует времени. Это нужно, чтобы бортовой компьютер не мог использовать данные из резервного хранилища для восстановления цифр реального пробега.
В зависимости от того, какое количество хранилищ придется зачищать, стоимость услуг по скручиванию пробега электронного одометра колеблется от 2,5 до 10-12 тысяч рублей.
Как узнать скручен механический спидометр или нет
Чтобы не попасть на уловку со скрученным пробегом и не переплачивать лишних денег, нужно знать, что восстановить данные о пробеге с механического или электромеханического одометра не существует. В этом случае о пробеге можно узнать только по косвенным признакам, вроде износа узлов и агрегатов автомобиля, которые обычно могут сообщить опытные автомеханики.
Как проверить скручен ли электронный спидометр
В этом случае необходимо провести компьютерную диагностику автомобиля. Это могут сделать специалисты любого сервисного центра обслуживания автомобилей, где есть набор диагностических программ. Но, к сожалению, если над скручиванием пробега трудился опытный специалист, то реальные данные восстановить практически невозможно.
Здесь можно полагаться на то, что скручивая пробег, умелец не стер из памяти бортового компьютера ряд ошибок, которые могут косвенно указать на разницу между реальным пробегом и тем, который показывает приборная панель. Обычно эту разницу можно установить путем считывания сохранившихся данных о разного рода событиях, в которых фиксируется километраж пробега. Например, если по коду ошибки можно увидеть, что она была на 120 тысячах пробега, а на одометре вы видите пробег 80 000 км, то явно данные пробега были поправлены.
Путем считывания данных моточасов работы двигателя так же можно узнать, правдивы ли показания на приборе учета пробега авто. Их количество нужно разделить на данные одометра и получить в итоге среднюю скорость передвижения машины за весь период эксплуатации. Естественно, чем больше моточасов и чем меньше пробег, тем менее реальна средняя скорость передвижения. Ведь невозможно в течение нескольких лет передвигаться все время со скоростью 10 км/час. Такие странности указывают на то, что с предлагаемой вам машиной не все в порядке.
Как узнать реальный пробег в режиме онлайн
В настоящее время появилась возможность проверить реальность пробега автомобиля с помощью различных сервисов в интернете., которые хранит множество данных о каждом автомобиле. Достаточно ввести в поисковую строку государственный номер машины и через несколько минут вы получите по интересующему вас авто самые исчерпывающие данные.
К сожалению не всем таким сервисам можно доверять. Если хотите реально проверить скручен ли пробег авто в вашем случае, пишите в комментариях или через страницу контакты и я, как опытный (и не скромный) автомеханик смогу помочь вам в этом нелегком деле.
Как женщина, я хочу добавить, что при покупке автомобиля стоит особенно внимательно осмотреть его историю. Скрученный пробег — это серьезная проблема, и даже опытный водитель может не заметить этого на первый взгляд. Рекомендую обращать внимание на детали: состояние педалей, рулевого колеса и сидений — если они сильно изношены при относительно маленьком пробеге, это должно насторожить. Также полезно проверять документы и историю обслуживания автомобиля. Не стесняйтесь задавать вопросы продавцу и, при возможности, консультироваться с механиками. Берегите себя и свои деньги!
Согласен на все 100%, действительно, история авто — это святое! У меня был случай, когда купил тачку с заниженным пробегом. Сначала всё казалось ок, а потом начались проблемы. Поэтому, да, заранее лучше всё проверить и не стесняться спрашивать у продавца.