Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на скутер

На АЗС можно залить в бак топливо плохого качества: в бензине могут оказаться вещества, которыми повышают октановое число топлива — тетраэтилсвинец (он ядовит для человека) или ферроцена (они за считанные километры угробят свечи). А в газе не бывает ни того, ни другого. И зачем повышать его октановое число? В пропан-бутана оно и так в пределах 98-102. Хотите еще выше? Тогда катайтесь на метане — у него 115 единиц! Свечи служат вдвое дольше, чем даже на лучшем бензине. А о том, что смолистых отложений при его сгорании почти нет, мне подсказал цвет моторного масла: если раньше оно бывало почти черным, теперь его цвет практически не меняется. Катализатору тоже «живется легче» — на «газированных» скутерах он служит вдвое дольше.

Но у газа есть и минусы. Бензин поступает в двигатель в виде жидкой смеси, а она занимает меньший объем, чем газ. Значит, «на газу» в цилиндр попадет меньше топливовоздушной смеси, а от этого, сами понимаете, снизится максимальная мощность. Правда, существуют системы топливной аппаратуры, которые впрыскивают жидкий пропан-бутан. С ним мощность не падает. Теплотворная способность газа меньше, чем бензина. Значит, подавать его в двигатель нужно больше, процентов так на десять. Отсюда и больший расход топлива на единицу расстояния.

газовый баллон в кофре скутера

Выхлоп мотора стал чище. Не в разы, конечно, но даже самый карбюраторный двигатель после перехода на пропан-бутан без дополнительных переделок тут же вписывается в нормативы Евро-1. Burgman с его электронным впрыском и катализатором соответствует Евро-2. Его можно довести и до Евро-3. И еще у газового топлива одна особенность. Нельзя тупо сравнивать содержание СН в выхлопных газах двигателей, работающих на различных топливах: не все углеводороды одинаково вредны. Смесь пропана и бутана почти не содержит тяжелых фракций, которые при сгорании превращаются в ядовитые вещества и канцерогены. Байкеры обычно не вникают в аспекты экологичности выхлопа, мне же приятно осознавать, что выхлоп моего скутера гораздо чище, чем у других.

Установка ГБО на скутер своими руками

Теперь о том, как я газифицировал Burgman. В скутере свободного места для установки системы немного, но для современного компактного оборудования найдется. 6-литровый баллон, например, прекрасно поместился в верхнем кофре. Скажете, слишком высоко? Повышается центр тяжести? Через 5-10 км езды я об этом и думать перестал — приспособился. Подачей газа управляет специальный контроллер.

детали газового оборудования для скутера

Детали газового оборудования:

  1. провод от датчика температуры охлаждающей жидкости;
  2. выходной штуцер для газа;
  3. штуцеры, на которые подается разрежение из впускного коллектора;
  4. регулировочный винт;
  5. штуцеры для подвода и отвода охлаждающей жидкости;
  6. редуктор;
  7. предохранительный клапан;
  8. разъем управляющих сигналов форсунок;
  9. разъем датчика температуры газа внутри рампы;
  10. блок управления;
  11. штуцер, в который поступает газ из редуктора;
  12. рампа;
  13. датчик давления газа, выходящего из редуктора;
  14. штуцеры, по которым газ идет с рампы в коллектор;
  15. штуцеры, которые вкручиваются во впускной коллектор;
  16. топливный фильтр.

Эмулятор подключается к штатным «мозгоам» скутера и не дает им «сойти с ума», когда при переходе на газ отключаются бензиновые форсунки.

эмулятор гбо для скутера

Фильтр разборный, менять следует только картридж. Этот узел устроен так, что представляет собой хороший отстойник. Фильтр состоит из корпуса (3), крышки (1), картриджа (2) и уплотнительных колец (4).

фильтр гбо

Баллон с газом занял большую часть кофра.

балон с газом

На панель приборов выносится кнопка принудительного отключения газа. Под ней крошечная шкала, по которой можно определить количество газа в баллоне.

кнопка отелючения гбо на скутере

Так разместилась рампа (показана стрелкой) в плотном моторном отсеке скутера Burgman.

рампа газобалонного оборудования на скутере

Принцып работы ГБО

Температуру воздуха, двигателя, редуктора и рампы, давление газа на участках до и после редуктора, разрежения в коллекторе (важнейший параметр!), а тахометр дает сведения об оборотах коленвала. Контроллер «советуется» со штатным блоком управления двигателем, и они «совместно решают», которые форсунки включать (бензиновые или газовые) и в каком режиме им работать.

Чтобы сжиженный газ испарялся, редуктор подогревается жидкостью из системы охлаждения двигателя. В зависимости от изменения разрежения во впускном коллекторе редуктор изменяет давление газа подводится к форсункам. У него встроенный датчик температуры. Ориентируясь на его показания, «мозги» сами включают бензин на время прогрева и определяют момент, когда можно мотор переключить на газ. С редуктора газ поступает в рампу. В ней установлены электромагнитные газовые форсунки. Я не случайно выбрал именно эту рампу, предназначенную для 4-цилиндрового мотора: она способна выдавать очень малые порции газа — с другими двигатель скутера не сможет нормально работать на холостом ходу. От диаметра отверстий в ее выходных штуцерах зависит объем газа, поступающего в двигатель, — в этом они схожи с омывателями карбюратора. Особой точности не требуется — интенсивность подачи газа уточнит электроника. Форсунки я подбирал опытным путем. Для моего скутера, оказалось, оптимальный диаметр отверстий — 1,5 мм. Для моторов меньшего объема они должны быть еще тоньше — до 1 мм.

принципиальная схема работы гбо

Мотору с системой впрыска необходим еще один узел — эмулятор, он подключается к системе параллельно форсункам. При переключении с бензина на газ бензиновые форсунки отключаются. Но «мозги», зафиксировав это, могут «решить», возникшая неисправность — и отключат всю систему или выбросят другой фортель. Так вот эмулятор имитирует работу штатных форсунок и тем самым экономит «психику» контроллера.

Опасность газового оборудования

Многие утверждают, что газ намного больше взрывоопасный, чем бензин. Не верьте! Сами судите: когда выключаешь зажигания,электроника перекрывает газовые клапаны на баллоне, редукторе и в рампе. При разъединении или обрыве трубопроводов в них срабатывают механические клапаны. Если сильно повышается давление в редукторе, срабатывает предохранительный клапан и отправляет избыток газа во впускной коллектор. Когда электроника определит, что внезапное обогащение смеси не случайность,то отключит газовое оборудование. В мастерской механики могут подключить к «мозгов» специальный компьютер и узнать обо всех неполадках в системе. Кроме того, все трубопроводы изготовлены таким образом, что соединить их негерметично под силу лишь очень «талантливому» механику.

Современные газовые баллоны делают настолько прочными,что они выдерживают попадания пистолетной пули. А при пожаре не взрываются. Случайное рост давления в баллоне не опасен — выше 16 атм не поднимется, тогда как баллон рассчитан на 24 атм. Если же его нагреть и давление перевалит эту критическую отметку, то сработает специальный предохранительный клапан — он осторожно стравить лишний газ. Если газ таки загорится, то не полыхнет, а всего лишь зажжется небольшой струей огня. А теперь представьте, что будет в такой ситуации с бензобаком … К тому же, при сильном ударе бензин в бензобаке может сдетонировать. Газ — никогда.

При любой неисправности газового оборудования или его электрических приборов и цепей система питания автоматически переходит на бензин. При желании можете переключиться и вручную. Хочу заметить, все переключения происходят без провалов и рывков. Водитель узнает о них только по двойному звуковым сигналом и когда загорелась лампочка на приборке.

Цена установки ГБО на скутер

Переоборудовать мототехнику на газ выгодно тем, кто много ездит. Например, развозчик пиццы. На двухтактники, в силу того, что у него большой расход топлива, переработка окупится быстрее. Но должна надежно работать система раздельной смазки — если она неисправна, масло с газом не смешивается. В нашей стране газовое оборудование вместе с работой по установке скутер обойдется в $ 100-150. Расходы окупятся примерно через 20 тыс. км пробега. Зато владельцу оппозита с коляской вложенные деньги вернутся уже через 10 тысяч, а то и раньше.

Механик/ автор статьи
Понравилась статья? Сохраните себе и поделитесь с друзьями!
Сайт про скутеры
Комментарии: 5
  1. Мага

    Приветсвую вас. Вам не лень было столько много писать? Знающему про Октан тошнит уже от теории. А чайнику эта пурга зачем?

  2. Алекс

    Езжу на газе год..Скутер 150 кубовый. Редуктор Томасетто ат-10 . Баллон на 12 литров,эл.магнитный клапан на бензин и на газ. Заправочный модуль,шланги и винт жадности Все как на машинах Только воорачивая трубку в баллон,загнул трубку так,что бы она уперлась в бок баллона посредине и так провернул баллон лежа,что бы трубка оказалась вверху. На выходе с баллона тройник после крана.В таком положении в трубку попадает газовая фракция,а не жидкая,потому редуктор не обмерзает. На тягу скутер стал слабее,но мне вполне хватает.Свои 80 он легко идет.Всем удачи в творчестве.И не нужно бояться газа.Езжу на газе лет 10 на машине и на пропане и на метане ездил Бензин не заправляю Но на дырчике бензобак заправлен на случай,если газ закончится,что бы доехать до заправки. Баллон установил снизу в раме,место там много Макси-.Скутер Вайпер -150 кубовый скопированый с Ямахи -Маджести (не уверен,что правильно написал название.)

  3. Ггн

    А если электроника выйдет из строя? Какова вероятность , что взрывом разнесет по частям?

  4. Алексей Сотник

    …какая разница через сколько окупится. Главное хайп :))) Думаю себе на матак воткнуть

  5. Сергей

    Честно говоря, трудно себе представить такую установку на мопеде. Да и стоит ли такой тюнинг затрат? Через сколько окупится считали?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: