Опорные подшипники коленвала и шатун несут главную нагрузку, и всякий капитальный ремонт двигателя скутера непременно связан с заменой подшипников.
Подшипники качения и скольжения
У многих возникает вопрос — что долговечнее: вкладыш, покрытый мягким сплавом или металлической каленый шариковый подшипник. Большинство ответят — конечно подшипник.
Во вкладышах (подшипнике скольжения) неизменно присутствует давление масла, что подается маслонасосом и вал трудится не по плоскости скольжения, он лежит на масляной подушке. Во время работы он практически не прикасается металлической плоскости.
Насосный эффект подшипников
Шарик подшипника находится в более жестких условиях. Он работает в бензино-масляной эмульсии, едва смазан. На шариковый подшипник действуют сумасшедшие нагрузки: удары от смен нагрузок, собственная инерция шариков и сепаратора, нагрузки от шатуна. Подшипник начинает нагреваться. Нагреваясь, он интенсивно выпаривает масло с беговой дорожки, и от этого греется еще больше. На оборотах, близких к предельным, шарикоподшипник совсем прекращает смазываться. Центробежная сила выкидывает масляную пленку, а сам подшипник переходит в наивысшую стадию нагрузки — к его разрушению подключается насосный эффект самих шариков (на рисунке стрелками показаны направления выброса смазки). Каждый шарик при 7000 — 7500 оборотах начинает работать, как лопасть центробежного насоса. При этом шарики обезжиривают беговую дорожку. Подшипник начинает «гореть». Только прессовая посадка в гнездо картера немного спасает положение — дюралюминиевый картер отнимает часть тепла. Во время разборки на подшипниках, работавших на максимальных оборотах, наблюдаются характерные цвета — явный знак перегрузки по оборотам.
Кроме рассмотренного «перекрута», на долговечность оказывает большое влияние манера езды на двухтактном скутере. Резкое открытие заслонки и дергание рукоятки газа передает опорным подшипникам внезапное ускорение. Но шарики, обладая собственной массой, моментом инерции и будучи обременены нелегким сепаратором, не могут незамедлительно покатиться. В момент очень резкого ускорения коленвала они скользят и сунутся, а не катятся, что вызывет обоюдный износ и шарика и дорожки.
Нижний подшипник шатуна трудится приблизительно в тех же обстоятельствах, хоть «насосный эффект» на нем практически не выражается.
На рисунке — износ опорного подшипника коленвала (радиальный люфт). Результат — замена подшипка и ремонт или замена картера.
Многие воскрикнут: а как же спортивные моторы!? Ударные перегрузки для них нормальны! Спортбайки тянут, ревут, прыгают и скачут. Конечно, это так. Но у них исключительно краткосрочный ресурс — не десятки тысяч километров пробега, а часы! Кроме того, это недешевые двигатели с сложной системой смазки и питания. В их устройствах стараются свести до минимального количества те недочеты двухтактников, о которых Вы читали выше. В дорогих спортбайках применяют другие конструктивные подходы, другие, дорогостоящие материалы.
На каждую модель скутера и мотороллера есть инструкция, а в инструкции — рекомендованная конструктором средняя эксплуатационная скорость. Не пренебрегайте рекомендациями, не дергайте ручку газа! На уклонах, спусках, перекрестках — присбросьте газ! Давайте передохнуть всему двигателю, а подшипникам — хорошо смазаться.
Темп износа подшипников (как и прочих деталей) 2т мотора зависит: 1) Достаточности смазки. Чем масло качественнее, тем меньшего его содержания в топливе достаточно для смазки. (В среднем Масло/Бензин (М/Б): минералка — 1/22-1/23; п/синт. — 1/26-1/27; синт. — 1/32-1/33. Для неразбавленных масел (только для предв. смешивания) М/Б вдвое меньше. Уточняется М/Б на практике, по работе двигателя). ВАЖНО: Особенность системы раздельной смазки в том, что производительность маслонасоса рассчитана на паспортный расход топлива, и если он завышается, то М/Б падает (здесь М и Б — соответственно расходы по пробегу, в пересчёте на л/1000км. Б — шоссейный минимальный расход бензина). Даже при нормальном расходе масла, высокий расход бензина даёт масляное голодание, вплоть до теплового прихвата, особенно в жару и с некачественным маслом ; 2) Подсос в двигатель пыли, чаще через изношенные сальники к/вала или пробитые прокладки ; 3) Нагар, образующийся в подшипниках к/вала. Даже на скоростях не выше крейсерской у 2т скутеров в жару горит обычно правый подшипник. Причина — плохое охлаждение этой области, ведь поток свежей рабочей смеси почти в неё не попадает. Зато левый подшипник чувствует себя прекрасно под «прохладным душем» из лепесткового клапана, всегда чист, и ходит в разы дольше правого.