Вездеход Лопасня — это транспортное средство повышенной проходимости на шинах низкого давления, обеспечивающее при малом расходе топлива передвижение по слабонесущим грунтам без разрушения растительного покрова и образования значительной колеи (экологически чистое по отношению к почве).
Конструкция и возможности
Снегоболотоход Лопасня имеет несущий герметичный, утепленный кузов из высокопрочных алюминиевых сплавов, независимую длинноходовую подвеску всех колес, автомобильный мотор и трансмиссию из стандартных автомобильных узлов. Это позволяет преодолевать лессовые грунты, болота, открытые водные пространства, пересеченную местность с уклонами до 87% (41 градус), отдельно стоящие препятствия высотой до 400 мм. Передвигается по снежной целине с глубиной снега до 60 см.
Помимо проходимости, на неровностях почвы устройство независимой подвески колес не передает нагрузок на кузов, что обеспечивает комфортность передвижения и долгую эксплуатацию машины. На застругах в Арктике Лопасня Л-301 устойчиво передвигается со скоростью 35 км/ч. В тех же условиях гусеничная машина ГАЗ-71 двигается со скоростью до 15 км/ч. По свежевскопанной пашне снегоболотоход передвигается со скоростью 20 км/ч.
Исключительная эксплуатационная надежность «Лопасни» подтверждается тем, что в работоспособном состоянии на сегодняшний момент находятся машины первого года выпуска – 1989 год.
Лопасни успешно эксплуатируются на четырех дрейфующих ледовых станциях подряд (с СП-33 по СП-36), в плавнях Кубани, горах Алтая, на озерах Эстонии, Ладожском озере, Томской, Новосибирской, Амурской областях, на Чукотке и Камчатке, т.е. во всех климатических зонах России.
Снегоболотоход выпускается в двух модификациях – 6-ти колесной и 4-х колесной и может быть оснащен двумя комплектами шин: зимним и летним. Вездеход сертифицирован, прошел 2 полных цикла Государственных испытаний (приемочные и периодические).
Болотоход Лопасня не подлежит регистрации в ГИБДД, поскольку является сельскохозяйственным транспортным средством, оборудованным для передвижения по дорогам общего пользования с водительским удостоверением категории «В», что подтверждается письмом Главгостехндзора России от 24.05.2004 №34-214.
Достоинства
- Непревзойденная проходимость обеспечивается специальными колесами на пневматиках низкого давления (имеются два комплекта покрышек для разных условий эксплуатации). «Наличие покрышек «Арктиктранса» обеспечивает проходимость выше всех известных транспортных средств, включая гусеничные».
- Долговечность конструкции. Практичная независимая подвеска вездехода «проглатывает» удары и снижает износ конструкции, обеспечивает комфорт и позволяет преодолевать сложные препятствия (например, поваленные деревья) без повреждения несущего кузова вездехода.
- Уникальный дюралюминиевый корпус сделанный по принципу фюзеляжа самолета, обладает малым весом и спроектирован так, что важные узлы вездехода полностью защищены при передвижении по воде: днище Лопасни — герметичное, полностью закрытое, воздухозаборники, выхлопная труба, люки и другие узлы находятся выше ватерлинии, что позволяет переносить шторм до 3-4 баллов.
- Экологичность. Вездеход экологически чист по отношению к почве. (См. заключение экспертной комиссии управления природных ресурсов по республике Саха).
- Экономичность. Пневматики сверхнизкого давления являются уникальным движителем транспортных машин, обеспечивающим при чрезвычайно низком расходе топлива движение без образования колеи и разрушения растительного покрова.
- Практичность и удобство эксплуатации. Трансмиссия, мотор и остальные комплектующие вездехода от отечественных автомобилей, что упрощает обслуживание и соответствует тех. обслуживанию автомобиля ВАЗ. Что немаловажно, учитывая назначение вездехода.
- Надежность. Вездеходы первого выпуска (1999 года) до сих пор в рабочем состоянии, хотя некоторые уже поменяли своих хозяев. Эксплуатируются на Камчатке, Сахалине, Комисевере Якутии, в плавнях Кубани, на Ладожском озере, в средней полосе России. Исключительно надежная машина, что подтверждено результатами Государственных испытаний (наработка на отказ 600 м/часов превышает требования действующего ГОСТа).
Технические характеристики (ТТХ)
Модель вездехода | Лопасня 4х4 | Лопасня 6х4 |
Колесная формула | 4х4 | 6х4 |
Снаряженная масса | 750 кг | 980 кг |
Грузоподъемность на слабонесущих грунтах | 450 кг | 500 кг |
Компоновка | среднемоторная | |
Двигатель | ВАЗ 21083 бенз., 71 л. с. | ВАЗ 21083 бенз., 71 л. с. |
Коробка передач | механическая, 4-ступенчатая | |
Количество мест (включая водителя) | 4 | 5 |
Шины | Арктиктранс, камерные:1150х370 – 20” с самоочищающимися грунтозацепами (летняя), 1300х480 – 24” с универсальным протектором шашка (зимняя) | |
Рабочие давления на грунт | 0,17-0,20 кг/см² | 0,15-0,18 |
Подвеска | независимая пружинная с регулируемой жёсткостью | |
Максимальная скорость движения | 85 км/ч | |
Максимальная скорость по воде за счёт колёс / с подвесным лодочным мотором | 4 / 10 км/ч | 3,5 / 10 км/ч |
Расход топлива на 100 км при скорости 45 км/час, по бездорожью | 7,1 л/ч | 9,2 л/ч |
Вместимость топливного бака | 40 л | 72 л |
Масса груза, перевозимого на багажнике | 50 кг | |
Полная масса буксируемого прицепа | 400 кг | 500 кг |
Кузов | дюралевый, клепанный, герметичный | |
Габаритные размеры | ||
длина | 4165 мм | 4760 мм |
ширина | 2550 мм | 2550 мм |
высота | 2060 мм | 2060 мм |
Колея | 2150 мм | |
Дорожный просвет под нагрузкой | 540 мм (на шинах 1150х370 – 20”) | |
Наибольший угол подъема, преодолеваемый с полной нагрузкой (без разгона) на низшей передаче | 87% | |
Боковая устойчивость | 40° |
Модификации
Снегоболотоход Лопасня XL является улучшенной модификацией вездехода Лопасня. Кузов Лопасни XL из высокопрочных алюминиевых сплавов также полностью герметичен и утеплен, как и у младшей сестры, но имеет увеличенный объем. Отсюда и пошло название этой модели снегоболотохода. Общий объем кузова Лопасни XL составляет около 11 м3, объем грузового отсека – 7,3 м3.
В увеличенном кузове снегоболотохода легко размещается различное оборудование, например, стеллажи с геофизической аппаратурой или двое носилок и два кресла для пассажиров. Вездеход также имеет независимую длинноходовую подвеску всех колес, автомобильный мотор и трансмиссию из стандартных автомобильных узлов.
В «Лопасне М» применяются мощные колесные редуктора с передаточным числом 4, что полностью разгружает трансмиссию и при включении пониженной передачи в раздаточной коробке позволяют двигаться с «ползучей» скоростью. Данная модель не имеет ограничений по движению по дорогам общего пользования, т. к. не превышает допустимой ширины. Другие улучшения модификации:
- Увеличенный кузов, объемом 12,7м3;
- Колеса сверхнизкого давления «Арктиктранс» размером 1300х700–24”;
- Приборная панель от ВАЗ 2115 тюнинг;
- Бензиновый двигатель от ВАЗ 21213 объемом 1,7 л и мощностью 80 л.с.;
- Люк;
- Обвес — кенгурятник и подножки;
- Компрессор «Мустанг»;
- Специальный манометр;
- Набор шоферского инструмента;
- Огнетушитель;
- Медицинская аптечка.
Лопасня Джигер была создана на базе Лопасни 4×4 с тентовым верхом и двигателем ВАЗ-2111 по заказу МЧС. В настоящее время выпуск прекратился.
Лопасня ВМ (конструктор – Владимир Мазуркевич) имеет необычную конструкцию: блокировку дифференциалов с понижающей передачей только для двух передних осей. Это объясняется тем, что демультипликатор в трансмиссии нужен не для редукции, а для перераспределения крутящего момента между осями, при выходе из воды на лёд или крутой берег.
Рессорная подвеска снижает риск повреждений при наезде на препятствия. Расположение двигателя в средней части машины обеспечивает равномерную развесовку по осям. Благодаря полному отсутствию свесов и трём осям вездеход обладает очень хорошей геометрической проходимостью. Это позволяет ему преодолевать вертикальную стенку высотой до 120 см. Большинство узлов и агрегатов Лопасни ВМ изготовлены с использованием деталей от серийных автомобилей, что обеспечивает простоту в эксплуатации, облегчает техническое обслуживание и ремонт.
Узнать актуальную цену нового вездехода Лопасня можно узнать по запросу на официальном сайте производителя. Бывший в употреблении снегоболотоход продают по стоимости от 350 до 700 тысяч рублей.