Снегоболотоходы Русак

Русак — семейство вездеходов на гусеницах и шинах низкого давления производства предприятия «КОМ» из Набережных Челнов. Снегоболотоходы выпускаются в гусеничных модификациях Хорт Стандарт и Тент, а также колесный варианты К-8, К-6, К-4.

История создания

За создание вездехода взялись Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева и Завод механических трансмиссий (ООО «ЗМТ»), входящий в Группу компаний КОМ. Они и раньше сотрудничали. Например, в 2012 году результатом совместной работы стала двухосная полноприводная машина Русак-3992 грузоподъемностью 800 кг, которая отличалась целым рядом оригинальных новинок. Да и по отдельности обе организации обладают достаточным опытом, чтобы рассчитывать на успех в предстоящем деле. Соисполнители получили 99 млн руб. бюджетных и внебюджетных средств.

Компоновка-первого-вездехода-Русак
Компоновка первого вездехода Русак

Научным руководителем проекта стал заместитель директора Научно-образовательного центра НГТУ Александр Блохин, а работы от ООО «ЗМТ» возглавил главный специалист, он же главный конструктор Андрей Яковенко. Внешнюю архитектуру разработал Ильгиз Хамадеев. Вездеход получил обозначение Русак-3993, в аббревиатуре которого угадывается название ООО «Русская автомобильная компания» (ООО «РУСАК»), образованное для развития автомобильных проектов «ГК КОМ». Нижегородские ученые провели все теоретические изыскания, обосновали выбор компоновочной схемы, выполнили тягово-динамические расчеты и стендовые испытания шин сверхнизкого давления, разработали систему управления автоматизированной коробкой передач. Челнинцы спроектировали конструкцию грузовика, его узлы и агрегаты, а также изготовили экспериментальный образец.

Работы начались летом 2014 года. Русак-3993 задумывался как новое поколение вездеходов, сочетающих свойства снегоболотохода, амфибии и автомобиля, допущенного к эксплуатации на дорогах общего пользования. Отличительными чертами грузовика являются выразительный запоминающийся дизайн, дизельный двигатель, перспективная трансмиссия, экологически безопасные технологии, снижение экологической нагрузки на природу. При создании вездехода использованы модульно-унифицированный принцип конструирования, а также инновационные технические решения. По замыслу проектировщиков, их детище должно стать основой для создания модельного ряда вездеходов 4х4, 6х6 и 8х8 различного назначения.

Вездеход Русак на шинах низкого давления 8х8

Во время проектирования полноприводного грузопассажирского автомобиля специалисты ООО «ЗМТ» решили остановиться на разумной комбинации покупных элементов и разработанных с чистого листа. Это заметно облегчило и ускорило постройку вездехода. Так, на машине появилась двухрядная 7-местная кабина (с четырьмя дверями), заимствованная от Iveco Daily предыдущего поколения. Пассажирский салон вполне просторен и комфортен, в нем уютно разместятся ремонтники, спасатели, геологи, газовики, нефтяники, охотники и другой заинтересованный люд. Автономный отопитель «Webasto» согреет седоков в любой мороз. Занять свое место в высокорасположенной кабине помогут поручни и ступеньки, установленные по обеим бортам. Вполне эстетично смотрится головная светотехника, вмонтированная в передний бампер, и интегральный стеклопластиковый капот собственной разработки (с передней навеской), который открывает удобный доступ к мотору. При серийном производстве капот будет выпускать одна из челнинских фирм. Алюминиевая бортовая платформа с каркасом для крепления тента — такая же, как и на ГАЗели NEXT. Естественно, могут монтироваться и другие надстройки.

Фото-вездехода-Русак-на-шинах-низкого-давления

При выборе силовой установки наиболее оптимальным признали использование экономичного трехлитрового турбодизеля Iveco F1C (Евро-4) мощностью 146 л.с. Отдачу силовой установки за счет перенастройки управляющей электроники в будущем хотят увеличить до 170 л.с.

Для облегчения труда водителя во время движения по бездорожью штатную механическую коробку передач ZF6S400 с 6-ступенями от Iveco Daily сделали «роботом». Теперь агрегат может работать в двух режимах — командном или автоматическом. В первом случае выбор нужной передачи с помощью селектора осуществляется вручную, а сцеплением управляют сервомеханизмы. Зато в полностью автоматическом режиме требуется манипулировать только педалью акселератора. Номер включенной передачи, нейтральное положение и задний ход высвечиваются на табло рядом приборной панелью. Всеми процессами управляет патентованная электропневматическая система, которую наделили электронным интеллектом. Когда вездеход станет серийным, у потребителя сохранится возможность выбора между обычной механической и роботизированной коробками передач.

Крутящий момент по ведущим мостам распределяет двухступенчатая раздаточная коробка (с понижающей передачей), кинематически согласованная с работой коробки передач и других агрегатов трансмиссии, а кроме того, снабженная механизмом блокировки дифференциала, который включается во время движения по самым труднопроходимым участкам местности. Все главные передачи оригинальной конструкции (с ведущей и ведомой шестернями от УАЗа) оборудованы межколесными самоблокирующимися дифференциалами типа ДАК (дифференциал автоматический Красикова). При этом вторая и третья ведущие оси являются проходными, улучшая компоновку машины, уменьшая тем самым количество узлов и агрегатов в трансмиссии. Межколесные дифференциалы типа ДАК выполнены самоблокирующимися.

Колесный-вездеход-Русак

Неотъемлемой частью трансмиссии являются портальные колесные редукторы, которые не только увеличивают крутящий момент и повышают дорожный просвет вездехода до 570 мм, но и позволяют удобно разместить составные части системы регулирования давления воздуха в шинах. ШРУСы от Fiat Ducato пришлось доработать. Независимый отбор мощности, которым снабжена раздаточная коробка, с помощью карданной передачи приводит в действие водометный движитель. Водитель, безусловно, оценит, что управление «раздаткой», блокировкой межосевых дифференциалов и изменением давления воздуха в шинах осуществляется легким нажатием соответствующей клавиши на центральной консоли. Все остальное делает хитроумная электропневматическая система.

Снегоболотоходы Русак

Заслуживает внимания несущая система, к которой крепятся все остальные агрегаты и узлы. Она представляет собой герметичную раму-лодку в виде ферменной конструкции, образованной каркасом, сваренным из стальных труб, который обшит листами из алюминиевого сплава. Из крылатого металла также изготовлены длинные крылья и два боковых топливных бака объемом по 150 л каждый. Рама-лодка вместе с восемью шинами, в которых заключен солидный объем воздуха, обеспечивают амфибии хорошую плавучесть и устойчивость на воде. В свою очередь водометный движитель, размещенный в корме, обеспечивает скорость на воде до 10 км/ч, поэтому автомобиль может форсировать водные преграды на равнинных реках с течением до 5 км/ч. При этом, привод колес, в отличие от многих аналогов, отключается. Высокая маневренность при форсировании водных преград — результат работы поворотных рулей, установленных на выходе из сопла водомета. При необходимости амфибия может двигаться только за счет вращения колес, но уже с гораздо меньшей скоростью. Проникшую внутрь воду откачивает пара электрических насосов, размещенных спереди и сзади. Запас хода на воде составит порядка 150 км.

Двигатель-вездехода-Русак

Самобытно и устройство рулевого управления, на которое сейчас оформляется патент. Все колеса грузовика — управляемые. Более того, движители двух передних и двух задних осей поворачиваются в противоположные стороны. В итоге минимальный радиус поворота 6,8-метрового вездехода не превышает 8,5 м. Улучшилась маневренность и устойчивость машины при движении с относительно большой скоростью — 50-60 км/ч. Дополнительное преимущество подобного технического решения заключается в том, что при перемещении по мягким грунтам в поворотах (снег, болото, влажная луговина), автомобиль оставляет только четыре колеи, а не восемь, как его внедорожные собратья с традиционной схемой управления. Налицо снижение энергозатрат и расхода топлива вследствие уменьшения сопротивления движению. Штатный ивековский гидроусилитель, который уже не справлялся со своими обязанностями, заменили камазовским модели RBL С500.

Русак отличается отменной плавностью хода. Еще бы, ведь каждое его колесо снабжено независимой подвеской, в которую входят верхний и нижний А-образные рычаги, винтовая пружина и установленный внутри нее (для компактности) амортизатор от КАМАЗа. Вполне эффективно смягчают удары и очень эластичные шины низкого давления. Еще более высокими характеристиками будет обладать регулируемая гидропневматическая подвеска, но ее очередь наступит несколько позже. Дисковые тормозные механизмы, установленные на всех колесах, изготовлены самостоятельно, а их привод достался от ГАЗели NEXT.

Панель-приборов-болотохода-Русак

Грузоподъемность автомобиля определяется типом применяемых шин низкого давления. Результаты стендовых испытаний продемонстрировали преимущество продукции компании «Авторос» над своими соперниками. При установке покрышек размерностью 700/55R21 (1250х700 мм) с двумя слоями, в кузове можно транспортировать до 1,4 тонны груза; более выносливая четырехслойная модель с такой же геометрией повысит полезную нагрузку до 3 тонн. Полная масса вездехода соответственно увеличивается с 6,4 до 8 тонн. Но и в последнем случае водоходные качества амфибии не ухудшатся — она чуть глубже будет сидеть в воде.

Торпедо-вездехода-Русак

Давление воздуха в шинах в диапазоне от 0,5 до 0,1 атмосферы меняется централизовано с места водителя. Снижение удельного давления на грунт играет важнейшую роль, когда машине приходится двигаться по слабонесущим поверхностям. Рисунок протектора выполнен в виде косой расчлененной елки. Плюсом шин данной конструкции является щадящее воздействие на грунт. Если все-таки внедорожник застрянет, ему на помощь придет электрическая лебедка тяговым усилием до 6,5 тонн, смонтированная в переднем бампере. Таким же способом из плена бездорожья можно вызволить и другую технику. В перспективе вездеход обзаведется еще более мощной лебедкой. Немаловажно, что грузовику габаритной шириной 2530 мм доступны и дороги общего пользования.

Шасси-снегоболотохода-Русак-на-колесах

Русак-3993 построили в конце прошлого года. Машине предстоит пройти обширные и всесторонние испытания, по результатам которых в конструкцию будут внесены необходимые изменения. Предстоит тщательная отработка узлов, агрегатов и систем. Уточнят характеристики вездехода. Но уже сейчас вездеход демонстрирует весьма достойные характеристики, находясь на уровне лучших мировых образцов в своем классе. На ровной дороге машина разгоняется до 70 км/ч, преодолевает метровые заносы из свежевыпавшего снега, подъемы крутизной не менее 30°, внушительные по размеру ямы и канавы, уверенно движется с боковым креном, достигающим 25°. Маневренные, как, впрочем, и тормозные качества находятся на высоте. На заснеженном льду Камского водохранилища внедорожник на высокой скорости, не обращая внимания на рытвины, лихо продирался сквозь густые заросли высоченного сухостоя. Расход топлива, в зависимости от условий движения, составит от 22 до 30 л на 100 км. К примеру, у сопоставимой гусеничной техники эта величина может достигать 100 л/100 км. Запас хода Русака — 650-1000 км.

Вездеход-Русак-фото-сзади

По словам председателя директоров «Управляющей компании КОМ» Василия Маньковского, статус серийного изделия новичок получит уже в следующем году. При производстве ставку, скорее всего, сделают на одно- или двухрядную кабину от ГАЗели NEXT. Она дешевле ивековской и не уступает ей по уровню комфорта. Установят дополнительные поручни для облегчения посадки. Селектор роботизированной коробки передач интегрируют в панель приборов. Возможно, появятся шины с измененным рисунком протектора. Шасси под нужды заказчиков готовы оснастить разнообразными кузовами и технологическим оборудованием. Для выпуска вездехода планируется построить в Набережных Челнах новую сборочную площадку. Что касается цены Русака, то в базовой комплектации она, например, в 1,5 раза ниже стоимости конкурирующего одноклассника «Шаман» (с системой подкачки шин и гребным винтом) компании «Авторос», за который просят свыше 9,5 млн рублей.

Фаркоп-Русака

По всей видимости, сотрудничество ученых из Нижнего и челнинских производственников, кроме работы над четырехосными внедорожниками, продолжится при создании семейства машин с колесной формулой 4х4 и 6х6. Это будут автомобили различного назначения (пассажирские, грузовые, грузопассажирские, специализированные с надстройками, спасательные и др.), спроектированные на основе однотипных решений. Модели с различными колесными базами будут оснащаться кабинами от ГАЗели БИЗНЕС, ГАЗели NEXT или оригинальными каркасно-панельной конструкции. Работа в этом направлении уже ведется.

Сфера применения линейки внедорожных машин охватывает:

  • добычу нефти и газа;
  • геологоразведку;
  • горнодобывающую промышленность;
  • сетевые энергетические, водоснабжающие и коммуникационные компании;
  • лесную промышленность;
  • природоохраняемые территории и охрану окружающей среды;
  • сельское хозяйство;
  • охоту, рыбалку и туризм;
  • правоохранительные органы, скорую медицинскую помощь, МЧС, пожарные службы и пр.

Технические характеристики колесного Русака

Длина 7850 мм
Ширина 2750 мм
Высота 3100 мм
Дорожный просвет, не менее 500…540 мм
Температура использования От -50°С до + 50°С
Среда эксплуатации Бездорожье, снег, тундра, болото, песок, водные преграды
Минимальное давление на грунт 0,0125 МПа
Грузоподъемность 2500 кг
Экипаж 16…20 чел.
Макс. скорость 60 км/ч на твердом покрытии
Двигатель Дизельный Cummins  2,8 л. 110 кВт
КПП Механическая, пятиступенчатая
Раздаточная коробка 2-х ступенчатая, собственного производства
Главные передачи Спирально-конические, собственного производства
Колесные редукторы Планетарного типа
Привод колес Шарниры равных угловых скоростей
Шины сверхнизкого давления RUSAK 1650×650-635 (25»), индекс нагрузки F
Подвеска колес Независимая, пружинная
Тормозные механизмы Дисковые, расположены в раме-лодке
Рулевое управление Рулевая трапеция с ГУР, управляемые колеса 2-х передних осей
Рама-лодка Герметичная, из стальных высоколегированных труб, обшита алюминием
Емкость топливных баков 2 х 150 л
Расход топлива шоссе/грунтовая дорога/песок/снег 25/35/50-70/80-100 л на 100км

Гусеничный вездеход Русак

Главная идея гусеничного вездехода Русак — относительно бюджетный вездеход для дальних районов нашей необъятной, надежный, неприхотливый и максимально ремонтопригодный. Пока все очень похоже на описание большинства похожих вездеходов.

Компоновка заднемоторная, ведущие звездочки находятся сзади.

Корпус оригинальный, сварной и обшит алюминием. Учитывая, что вездеход у нас плавает, то к данной конструкции можно применить термин — рама-лодка. Нижняя часть представляет собой стальной каркас герметично обшитый алюминием. На плаву держится, как обычный катер. Движение на воде за счет гусениц, что в общем-то тоже является практичным и стандартным решением. Вопрос исполнения.

Фото-гученичного-вездехода-Русак

Прототипы начинали свою жизнь с движком от «Нивы» объемом 1.7 литра мощностью 80 л.с. и в общем-то, по словам испытателей, этого хватало, да не хватало. Сейчас машина комплектуется двигателем Лады Гранта объемом 1.6 на 98 лошадок. Двигатель в целом неплохой, если не намудрили с трансмиссией, то должен ходить. Запчасти, как говориться, в любой булочной. Да и заменить движок не так накладно выйдет. На вторичке их можно взять вообще за сущие копейки. Но, как показывает опыт, у вездеходов самое ломучее это подвеска и трансмиссия.

Прототип был с мягкой тентованной кабиной. Множество производителей легких вездеходов на этом и останавливаются, хотя по опыту люди хотят жесткую кабину. Серийная модель комплектуется жесткой кабиной. Двери — крыло чайки.

Что по гусянке. Резинка, двухслойная с армирующим кордом. Заказывают на специализированном заводе. На каком не уточнял, но у нас их и не так много, хотя предполагать не берусь. Ресурс гусянок 5 тыс. км, что не плохо. Но производитель утверждает, что 5 тысяч километров это гарантированный срок службы, а реально гусянка может проходить и 10 тысяч и больше.

Рама-вездехода-Русак

Если обратить внимание на контактную поверхность гусеницы можно заметить очень интересный рисунок протектора. Я такое вижу первый раз. Похоже на рисунок мотовездеходных шин. Производитель утверждает, что это их уникальная разработка по спецзаказу. Я верю, так как действительно оригинально и вижу такое впервые.

Днище-Русака-на-гученицах

Подвеска и трансмиссия тоже выглядит довольно интересно. Когда первый раз видишь такие вещи, кажется что все как у всех. Но начиная сравнивать замечаешь много отличий и нюансов. Становится видно, что решения свои, что придумывали, решали проблемы. Это хорошо. Люблю производителей, которые стараются привнести в классические конструкции что-то свое, а не просто повторить за кем-то. И по опыту знаю каких усилий стоят такие вещи, если добиваться результата.

Примерно так Русак 3918 дошел до текущего своего обличия. На фотографиях представлена уже 6 поколение. Шесть итераций доработок и испытаний до серийного производства. Несколько лет работы. Это похвально. Сколько уже было вездеходов, которые испытания и доработки конструкции перекладывали на плечи и кошельки своих первых покупателей. Суды, смена названия и сладкие речи менеджеров, о том что все исправили покупайте не бойтесь. Это на 2-3 итерации. Тут ситуация другая. Лично меня это радует.

Салон-гцусеничного-вездехода-Русак

Сиденья и КПП от Нивы. Выглядит бюджетно, но в салоне просторно и в меру комфортно.

Технические характеристики гусеничного Русака

Длина 4030 мм
Ширина 2370 мм
Высота 2085 мм
Дорожный просвет, не менее 450 мм>
Температура использования От -60С до + 40С
Среда эксплуатации Бездорожье, снег, тундра, болото, песок, водные преграды
Удельное давление на грунт 0,0125 МПа
Грузоподъемность 500 кг
Экипаж 5 мест
Макс. скорость 60 км/ч на твердом покрытии
Двигатель Бензиновый 1,6 л. 87 л.с.
КПП Механическая, пятиступенчатая
Гусеницы Резино-кордные / 400 мм
Механизм поворота Фрикционный
Емкость топливных баков 2 х 85 л
Средний расход топлива 8-9 л/час

Сколько стоит и где купить

Заказать вездеход Русак можно на официальном сайте производителя. Там же продаются запчасти ко всем моделям снегоболотоходов.

Rusak® K-8 / 39941 от 6 500 000 руб.
Rusak® K-6 / 39951 от 5 000 000 руб.
Rusak® K-4 / 39961 от 3 500 000 руб.
Rusak® Hort Standard 3 500 000 руб.
Rusak® Hort Tent 3 200 000 руб.

Механик/ автор статьи
Понравилась статья? Сохраните себе и поделитесь с друзьями!
Сайт про скутеры
Комментарии: 2
  1. Михайлова Екатерина

    Как женщина, могу сказать, что снегоболотоходы Русак впечатляют своим дизайном и функциональностью. Они идеально подходят для сложных климатических условий нашей страны. Я считаю, что такие машины не только упрощают передвижение по снегу и болотам, но и открывают новые возможности для активного отдыха и путешествий. Надеюсь, что производители продолжат развивать технологии, делая эти транспортные средства ещё более безопасными и комфортными!

  2. val

    nado jebanutsia ctobi stavit na takuju mashinu 2,8 l 146 l/sil… dolbozvoni. zdes dolzhen stojat dvigun minimum na 300 loshadei, eto minimum. on peregrejetsia i nihrena nigde ne vitianet. gde viv ideli takoj klirens i takije shirokije pokrishki ??? nado bilo vziat za obrazec zil131. dolbozvoni.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: