Мотовездеход ЗиД Бархан

Вездеход Бархан – внедорожное транспортное средство на шинах сверхнизкого давления, предназначенное для передвижения по заболоченным участкам бездорожья и по снежному покрову, а также для преодоления водных преград вплавь. Трёхколёсный мотовездеход разработан для рыбалки, охоты и путешествий. Он способен перемещаться по глубокому снегу с низкими несущими свойствами, по грязи и по дорогам с твёрдым покрытием.

Возможности

Каракат Бархан 200 (число обозначает объем двигателя) способен транспортировать двух человек с грузом по пересечённой местности с естественными и искусственными уклонами и склонами, преодолевать траншеи и отвалы. Компактный и экономичный вездеход-амфибия эффективен при эксплуатации на переувлажнённых грунтах – на жидкотекущих глинах и суглинистых участках, покрытых толстым слоем ила или торфа, толщиной более 30 см. Река или озеро – не преграда на пути мотовездехода.

Фото вездехода ЗиД Бархан

Амфибийный трёхколёсный снегоболотоход Бархан уверенно держится на поверхности воды за счёт объёма воздуха в шинах, благодаря свойствам которых, невысокой массе и большому дорожному просвету достигается высокая проходимость трицикла. Помимо груза, закреплённого на заднем металлическом багажнике, трайк может буксировать грузовой или пассажирский прицеп общей массой до 270 кг.

Конструкция

Бархан оснащается китайским бензиновым двигателем Lifan 163 ML-2, с жидкостным охлаждением и подачей топлива через карбюратор. Одноцилиндровый, четырёхтактный, двухклапанный мотор (200 см³) с нижним расположением распредвала и комбинированной системой смазки обладает максимальной мощностью 16.3 л.с. Максимальный крутящий момент – не менее 14.5 Н×м. Система запуска – электроо и кик-стартер.

Мотовнедорожник имеет пятиступенчатую коробку переключения передач с силовой шестерёнчатой передачей и ножным управлением, размещённую в одном блоке с силовым агрегатом. Многодисковое сцепление с ручным управлением находится в масляной ванне. Главная двухступенчатая цепная передача имеет промежуточный понижающий редуктор, который, в свою очередь, оснащён понижающей передачей и реверсом.

На сварной трубчатой раме базируется передняя подвеска – рычажная вилка с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Подвеска задних колёс отсутствует, поэтому опоры заднего вала жёстко крепятся на подрамнике. Передний и задний тормозные механизмы дисковые, с гидравлическим приводом. Тормоз переднего колеса управляется ручным приводом, расположенным на руле, задний тормозной механизм – ножным.

Все три колеса с металлическими трубчатыми дисками открытого типа и камерными шинами «БЕЛ-79» – и переднее, и оба задних – взаимозаменяемы. Болотоход Бархан оснащён электростартером, аккумулятором ёмкостью 10 А/ч (12В), электрогенератором мощностью 80 Вт (14В), тиристорным коммутатором зажигания, регулятором напряжения с замкнутым сердечником, звуковым сигналом постоянного тока.

Двигатель трицикла Бархан

Приборы освещения представлены фарой с лампами габаритного, ближнего и дальнего света, поворотными огнями, задним фонарём с режимом освещения номерного знака. Приборы контроля и коммутации: комбинированные переключатели света и поворотников с кнопкой клаксона; комбинированный переключатель «день-ночь» с кнопкой запуска стартера и с аварийным выключателем зажигания; выключатель стоп-сигнала ножного тормоза; реле указателей поворота и др.

Технические характеристики

Габаритные размеры
длина 3000 мм
ширина 1800 мм
высота 1400 мм
База СТС 1800 мм
Дорожный просвет 340 мм
Колея задних колес 1200 мм
Масса сухая 330 кг
Максимальная нагрузка на СТС 200 кг
Макс. нагрузка на передний багажник 15 кг
Макс. нагрузка на передний багажник 50 кг
Максимальная масса буксируемого прицепа 270 кг
Максимальная скорость 40 км/ч
Максимальная скорость с прицепом 30 км/ч
Расход топлива на 100 км при скорости 30 км/ч 12 л
Тормозной путь со скорости движения 30 км/ч 13 м
Радиус поворота, минимальный 5 м
Двигатель
Модель силового агрегата 163 ML-2, Chonqqing Lifan Industry (Group) Co. Ltd., (КНР)
Тип Одноцилиндровый, четырехтактный, с нижним расположением распределительного вала, двухклапанный, карбюраторный, бензиновый
Рабочий объем двигателя 200 см³
Номинальный диаметр цилиндра 63,5 мм
Ход поршня 62,2 мм
Степень сжатия 9
Максимальная эффективная мощность после обкатки 12,0 кВт (16,3 л.с.)
Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальной мощности 133,3 с-1 (8000 мин-1)
Максимальный крутящий момент после обкатки 14,5 Н×м (1,45 кгс×м)
Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту 108,3 с-1 (6500 мин-1)
Наименьшая устойчивая частота вращения коленчатого вала при холостом ходе 25 с-1 (1500 мин-1)
Система смазки комбинированная: КПП, цилиндро-поршневая группа, кривошипно-шатунный механизм – разбрызгиванием; газораспределительный механизм – под давлением
Карбюратор SHENG WEY PD1 или аналогичный; однокамерный, с центральной поплавковой камерой, или аналогичный, поставляемый в комплекте с двигателем
Топливо бензин с октановым числом не ниже 92
Фильтр воздушный с сухим фильтрующим элементом из пенополиуретана
Охлаждение двигателя жидкостное
Система зажигания электронная, бесконтактная
Система запуска электростартер, продублирован кикстартером
Силовая передача
Моторная передача шестеренчатая
Сцепление многодисковое в масляной ванне
Коробка передач пятиступенчатая, в одном блоке с двигателем
Управление сцеплением ручное
Управление коробкой передач ножное
Главная передача цепная, двухступенчатая, с промежуточным понижающим редуктором, оснащенным понижающей передачей и реверсом
Передача от коробки передач на промежуточный вал главной передачи цепная, цепь ПР-15, 875-23-1 ТУ 3-1060-78, 56 звеньев, включая соединительное звено
Передача от промежуточного вала главной передачи на задний мост цепная, цепь 2ПР-15,875-45,4 ГОСТ 13568-97, 70 звеньев, включая соединительное звено
Ходовая часть
Рама трубчатая, сварная
Передняя подвеска рычажная вилка с пружинно-гидравлическими амортизаторами, сварная из труб
Подвеска задних колес отсутствует, опоры заднего вала жестко закреплены на подрамнике
Тормозные механизмы дисковые, с гидравлическим приводом
Управление тормозами Тормозной механизм переднего колеса – ручной привод на руле; тормозной механизм задних колес – ножное
Колеса переднее и задние взаимозаменяемые; диски колес – металлические, трубчатые, открытые камерные, размер 16,5-18, модель «Бел-79»
Шины  
Электрооборудование
Акумулятор 12В, 10А·ч
Генератор 14 В, 80 Вт
Коммутатор зажигания LF060617-BY F14, тиристорный
Регулятор напряжения 31600/1P50FMG
Катушка зажигания LF060618-5, с замкнутым сердечником
Свеча зажигания NHSP LD D8TC, или аналогичная
Заправочные емкости и нормы
Коробка перемены передач 1000 см³
Объем масла в редукторе главной передачи 300 см³
Топливный бак 15 л
Гидравлический привод тормозной системы задних колес 150…170  см³
Гидравлический привод тормозной системы переднего колеса 75…90 см³
Основные данные для регулировки и контроля
Опережение зажигания до ВМТ 2,5…3,0 мм
Зазор между электродами свечи 0,7±0,1 мм
Эксплуатационное давление воздуха в шинах колес, в зависимости от нагрузки 0,01…0,03 кПа (0,1…0,3 кгс/см²)
Свободный ход рычага сцепления на конце рычага 10…20 мм
Свободный ход рычага ручного тормоза на конце рычага 5…10 мм
Полный ход рычага тормоза на конце педали 15…25 мм
Свободный ход оболочки троса сцепления 1…2 мм
Свободный ход оболочки троса дросселя 0…2 мм
Зазор в клапанном механизме впускного и выпускного клапанов для холодного двигателя 0,05 мм

Кому подойдет

На первый взгляд «Бархан» отлично подойдет для досуга. Так и представляется группа довольных туристов-наездников, бороздящих болото на таких вездеходах. Но в отличие от квадроциклов на «Бархане» не так уж просто ездить. И дело даже не в огромных колесах, а в необходимости переключать передачи. Не у каждого любителя активного отдыха есть опыт езды на мотоцикле. Вариант «сел и поехал», узнав, где газ, а где тормоз, здесь не пройдет.

Лучше всего модель подойдет для владельцев агроусадьб, лесников, охотников, рыбаков и продвинутых энтузиастов. «Бархан» спокойно ездит по снегу, болоту и пересеченной местности. Он даже способен плавать. В бурную реку лучше не соваться (протектор шин слишком маленький и не позволит справиться с большим течением), а вот в озеро вполне можно — ноги, конечно, намочите, но кое-как плыть по заданной траектории «Бархан» способен. Воздушный фильтр расположен прямо под креслом, поэтому вода в мотор попасть не должна. В России вездеход пользуется спросом в отдаленных северных районах и болотистых регионах. В Беларуси же трудно представить потенциальную категорию покупателей.

Тест-драйв

Заводится «Бархан» как обычный мотоцикл. Включаешь зажигание и жмешь кнопку стартера. На всякий случай есть и кикстартер, позволяющий запустить мотор ногой с помощью педали. На холодную движок неохотно держит обороты, благо есть подсос, решающий эту проблему. По управлению здесь все как у мотоциклов. Правая рукоятка — газ, рычажок под левую руку — сцепление, рычажок справа — передний тормоз, под правой ногой — задний тормоз.

Снегоболотоход Бархан красного цвета

Передачи переключаются четко, приноровиться можно буквально за пару минут, даже если до этого вы ездили на мотоциклах полтора раза за всю жизнь. На приборной панели есть индикатор нейтральной передачи, а сами ступени придется считать в уме. Трогается «Бархан» бодро, но тяга быстро спадает, и мотор просит «скормить» ему вторую передачу. На пятой комфортно ехать со скоростью 20—25 км/ч. Ближе к 30 км/ч обороты слишком высокие, вибрация ощутимо передается на руль. Ездить лучше в перчатках.

Мотовездеход Бархан - фото сзади

Весит «Бархан» 330 кг и ощущается очень неповоротливым. В характеристиках говорится о том, что радиус разворота этого вездехода — 5 метров. Многовато даже по сухим цифрам. На деле же маневрировать на снегоболотоходе еще сложнее, чем кажется. На низкой скорости руль требует огромных усилий, а если покрытие — снег или лед, переднее колесо скользит вперед даже в вывернутом положении. Зато газком можно выставлять «Бархан» боком. Наверняка, потренировавшись, получится выписывать эффектные дрифт-этюды.

Приборная панель караката Бархан

Едет «Бархан» откровенно медленно, но это и хорошо. На высоких скоростях 3-колесный вездеход ощущался бы нестабильным и был бы не прочь перевернуться. Все же по устойчивости модель далека от квадроциклов. Зато «Бархан» выигрывает как у «квадриков», так и у снегоходов по проходимости и универсальности. Особенно если речь идет о болотистой местности. Вездеход способен перевозить на себе до 150 кг груза и тащить прицеп массой до 200 кг.

Рукоятка ЗиД Бархан

Среди недостатков можно отметить «трехколейность» — каждое колесо прокладывает свою «дорожку», что усложняет процесс езды в определенных условиях. Если на пути есть труднопреодолимая яма или другое препятствие, объехать его, пропустив, например, между колес, почти невозможно. После «Бархана» фактически остается один большой и сплошной след шириной 1800 см. Габаритная длина машины — 3 метра. Учитывая запрет на передвижение по дорогам общего пользования, нужно еще до покупки вездехода обдумать, как доставлять его до места эксплуатации, если оно будет отличаться от места хранения техники. Прицеп или даже обычный лафет для легковушки не подойдет. Так что перед покупкой этой игрушки не помешает купить другую — например, грузовой бус.

Инструкция по эксплуатации

Владимир Иванов/ автор статьи

Автомеханик с опытом более 20 лет в ремонте и обслуживании автомобильной и мотоциклетной техники. Пишу статьи и отвечаю на вопросы посетителей сайта skuterov.ru

Понравилась статья? Сохраните себе и поделитесь с друзьями!
Сайт про скутеры
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: