Легкий мопед-велосипед ЗИФ-77

ЗИФ 77 — легкий мопед советского производства, который выпускался Пензенским велосипедным заводом имени М. В. Фрунзе. Данный мотовелосипед является модернизированным вариантом прежней модели МВ-18М и отличается от нее улучшенной отделкой поверхности узлов и деталей, а также новой, меламидно-алкидной эмалью.

Дырчик совсем не тяжелый (его сухая масса – 35,2 кг), развивает максимальную скорость 40 км/час, расходует всего 1,8 л топлива на 100 километров пути с наибольшей допустимой нагрузкой 100 кг.

История

ПВЗ — одно из старейших машиностроительных предприятий СССР по производству велосипедов и оборонной продукции было запущено в 1915 году. Изначально это госпредприятие носило название «Третий трубочный завод» и было предназначено для производства боеприпасов.

Большое значение в становлении флагмана пензенской промышленности имела эвакуация в 1918-1919 годах в Пензу Петроградского трубочного завода и главной мастерской Сестрорецкого оружейного. Вместе с оборудованием сюда прибыли 350 квалифицированных рабочих. В дальнейшем завод приступил к производству велосипедов и в августе 1928 года была изготовлена первая партия.

Фото отреставрированного мотовелосипеда ЗИФ-77
Фото отреставрированного мотовелосипеда ЗИФ-77

Пензенские велосипеды были менее эстетичны, чем “Рига” или харьковские аналоги, но отличались высокой надежностью. В октябре 1931 года завод переименован в велосипедный, а 9 апреля 1933 года предприятию присвоено название «Пензенский завод имени М. В. Фрунзе» (ЗИФ).

До и после войны завод активно занимался выпуском оружия, прессов, различных станков и токарно-револьверных автоматов. В 1970-е годы завод успешно освоил производство многоскоростных мужских и женских велосипедов, а также мотовелосипедов с моторами «Красного Октября».

Обзор модельного ряда

Первенцем завода стал мотовелосипед 16-В разработанный в Харькове в 1957 году. Мопед имел короткорычажную переднюю вилку, передний тормоз.

Фото ЗИФ 16В
ЗИФ 16В

Позже мотовелик модернизировали поставив на него новый двигатель Д-5, а сам “советский скутер” получил модифицированное название 16В1.

На модель 16-ВМ (1963) уже установлен новый двигатель Д5М, передний тормоз стал барабанного типа.

Фото ЗИФ 16ВМ
ЗИФ 16ВМ

У мотоцикла МВ-18 (1972-1975 годы), по сравнению с 16 ВМ, была полностью переработана рама, появился свой оригинальный бензобак. Вилка стала телескопической, изменилось устройство переднего тормоза. Мопед комплектовался новым двигателем Д6 завода Красный Октябрь, у которого появилась световая обмотка в катушке зажигания, в связи с чем на мокике появился задний габаритный фонарь и фара.

Фото ЗИФ МВ 18
ЗИФ МВ 18

Модификация МВ-18М (1975-1977) отличалась лишь изменением крепления переднего крыла, приводом педалей и тормозом.

Фото ЗИФ МВ-18М
ЗИФ МВ-18М

Крепление фары мопеда ЗИФ 77 (1977 года выпуска) стало отдельным от вилки в виде двух хромированных петелек (скорее ухудшение, ибо оно было сделано из тонкого металла и не выдерживало нагрузок), изменился задний тормоз, появилась надпись на баке “ЗИФ-77”.

Фото ЗИФ 77
ЗИФ 77

Экспериментальные модели:

  • Мотовелосипед 17-В (1965) с двигателем Д5;
  • Легкий мопед ЗИФ-20 с мотором Д8
  • Рига Стелла.

После распада СССР

В  годы перестройки выпуск легких мопедов на ЗИФе был прекращен. Однако, завод удалось сохранить. Переименованный в 2008 году в ООО “Пензенский Велосипедный Завод”, выпускал семь моделей мужских и женских дорожных велосипедов, а также две модели подростковых велосипедов.

Завод имени Фрунзе в настоящее время
Завод имени Фрунзе в настоящее время

В 2014 году завод обанкротился. Сейчас на предприятии полнейшая разруха и запустение, заводской музей мопедов и велосипедов был обворован, украдены все экспонаты.

Технические характеристики

Рабочий объем двигателя 45 куб. см
Количество цилиндров 1
Диаметр цилиндра 38 мм
Степень сжатия 6 кг/см
Мощность силового агрегата 1,2 л.с. при 4500 об/мин
Система зажигания от магнето (Д6-00-800)
Привод Цепь
Топливный отсек железный бак с объемом 4,8 литра и резервным отсеком 0,2 литра
Размер покрышек (шины) 559х48 мм (26х2 дюйма)

Где купить

Купить ЗИФ 77 можно только в б/у состоянии. Цена сильно зависит от внешнего вида, наличия документов (права на мотовелосипед не нужны, но технический паспорт лишним не будет), с коляской продают или без.

Стоимость мокика “на ходу”:

  • В Украине — 10000-20000 гривен;
  • В Москве — 20000-40000 рублей;
  • В Пензе — 10000-30000 рублей.

Сколько стоят запчасти

Руль 1000 ₽
Бензобак 2000 ₽
Значек «ЗИФ» 500 ₽
Бензокраник 600 ₽
Глушитель 700 ₽
Заднее крыло 700 ₽
Тормозные колодки 800 ₽
Траверса вилки 400 ₽
Перья вилки 700 700 ₽
Ведомая звезда 2000 ₽

Механик/ автор статьи
Понравилась статья? Сохраните себе и поделитесь с друзьями!
Сайт про скутеры
Комментарии: 12
  1. Евгений

    Дырчик детства,только с переделками-двигатель Д8,заднее колесо от Риги 13,седушка от Верховины(приварена),педали нафиг не нужны(вместо их деревяшка для ног).Для пацана самое то-выпросишь 3 литра бензина,стакан автола и целую неделю катаешься

    1. Сергей

      Тоже самое, в точь в точь ?

  2. Александр

    После 10 класса ( в 1977г ) купил МВ-18М. Из-за того, что был ни бум-бум в моторах, неправильно выставил зажигание и так откатался все лето. Как-то приехал на нем к своему другу в гости и его отец ( владелец мотоцикла ) отрегулировал все что можно на моем мопеде. При контрольном заезде с мотоциклом зафиксирована скорость 65 км в час.))) На ровном участке дороге в течении минуты — мне показалось, что от рассыпания на части мопед отделяло пара секунд. Как потом объяснил отец друга — такой результат, это правильная обкатка мотора Д-6…

  3. georg 12

    40 лет проездил на таком ,сейчас висит в сарае .В 80-е заменил двигатель Д-4 на Д-6.Из комментариев вижу что мопед ещё в цене.

  4. Внук Дедушки

    Это просто капсула времени какая-то! У моего деда есть такой, хотел отремонтировать, но большая проблема с запчастями. Кто подскажет, где можно найти детали?

  5. Андрей

    Согласен, что выглядит как хендмей или крафтовое изделие, однако на нем можно доехать до пункта назначения. И это самое главное.

  6. Анна

    Это настоящий раритет, я не любитель такого вида вещей. Считаю, что лучше приобрести новую, современную модель.

  7. Иван

    Интересная модель, устраивают практически все характеристики, нужно будет поискать возможности посмотреть ее на трассе.

  8. Людмила

    Да дырчик отличный, и права на его вождение были не нужны

  9. Женя

    Выглядит как самодельная переделка из велосипеда, что-то из старого советского кино, или из Денискиных рассказов. Непонятно, почему такая завышенная цена.

    1. Демид

      Эй, привет! Согласен, выглядит по-старинке. У меня был случай, когда сам собрал электротранспорт из старого велосипеда. Получилось и удобно, и весело. Но трудозатрат там было немало, поэтому цена, хоть и кажется высокой, порой оправдана. Главное — качество, а не только внешний вид!

    2. Демид

      Согласен, выглядит странно. Я как-то тоже на старом велике заморочился, хотел сделать крутой проект. В итоге время провел, душу вложил, но цена на детали реально подскакивает. Думаю, здесь то же самое: руки, творчество и душа, но цена, конечно, шокирует.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: