Легкий мопед-велосипед ЗИФ-77

ЗИФ 77 — легкий мопед советского производства, который выпускался Пензенским велосипедным заводом имени М. В. Фрунзе. Данный мотовелосипед является модернизированным вариантом прежней модели МВ-18М и отличается от нее улучшенной отделкой поверхности узлов и деталей, а также новой, меламидно-алкидной эмалью.

Дырчик совсем не тяжелый (его сухая масса – 35,2 кг), развивает максимальную скорость 40 км/час, расходует всего 1,8 л топлива на 100 километров пути с наибольшей допустимой нагрузкой 100 кг.

История

ПВЗ — одно из старейших машиностроительных предприятий СССР по производству велосипедов и оборонной продукции было запущено в 1915 году. Изначально это госпредприятие носило название «Третий трубочный завод» и было предназначено для производства боеприпасов.

Большое значение в становлении флагмана пензенской промышленности имела эвакуация в 1918-1919 годах в Пензу Петроградского трубочного завода и главной мастерской Сестрорецкого оружейного. Вместе с оборудованием сюда прибыли 350 квалифицированных рабочих. В дальнейшем завод приступил к производству велосипедов и в августе 1928 года была изготовлена первая партия.

Фото отреставрированного мотовелосипеда ЗИФ-77
Фото отреставрированного мотовелосипеда ЗИФ-77

Пензенские велосипеды были менее эстетичны, чем “Рига” или харьковские аналоги, но отличались высокой надежностью. В октябре 1931 года завод переименован в велосипедный, а 9 апреля 1933 года предприятию присвоено название «Пензенский завод имени М. В. Фрунзе» (ЗИФ).

До и после войны завод активно занимался выпуском оружия, прессов, различных станков и токарно-револьверных автоматов. В 1970-е годы завод успешно освоил производство многоскоростных мужских и женских велосипедов, а также мотовелосипедов с моторами «Красного Октября».

Обзор модельного ряда

Первенцем завода стал мотовелосипед 16-В разработанный в Харькове в 1957 году. Мопед имел короткорычажную переднюю вилку, передний тормоз.

Фото ЗИФ 16В
ЗИФ 16В

Позже мотовелик модернизировали поставив на него новый двигатель Д-5, а сам “советский скутер” получил модифицированное название 16В1.

На модель 16-ВМ (1963) уже установлен новый двигатель Д5М, передний тормоз стал барабанного типа.

Фото ЗИФ 16ВМ
ЗИФ 16ВМ

У мотоцикла МВ-18 (1972-1975 годы), по сравнению с 16 ВМ, была полностью переработана рама, появился свой оригинальный бензобак. Вилка стала телескопической, изменилось устройство переднего тормоза. Мопед комплектовался новым двигателем Д6 завода Красный Октябрь, у которого появилась световая обмотка в катушке зажигания, в связи с чем на мокике появился задний габаритный фонарь и фара.

Фото ЗИФ МВ 18
ЗИФ МВ 18

Модификация МВ-18М (1975-1977) отличалась лишь изменением крепления переднего крыла, приводом педалей и тормозом.

Фото ЗИФ МВ-18М
ЗИФ МВ-18М

Крепление фары мопеда ЗИФ 77 (1977 года выпуска) стало отдельным от вилки в виде двух хромированных петелек (скорее ухудшение, ибо оно было сделано из тонкого металла и не выдерживало нагрузок), изменился задний тормоз, появилась надпись на баке “ЗИФ-77”.

Фото ЗИФ 77
ЗИФ 77

Экспериментальные модели:

  • Мотовелосипед 17-В (1965) с двигателем Д5;
  • Легкий мопед ЗИФ-20 с мотором Д8
  • Рига Стелла.

После распада СССР

В  годы перестройки выпуск легких мопедов на ЗИФе был прекращен. Однако, завод удалось сохранить. Переименованный в 2008 году в ООО “Пензенский Велосипедный Завод”, выпускал семь моделей мужских и женских дорожных велосипедов, а также две модели подростковых велосипедов.

Завод имени Фрунзе в настоящее время
Завод имени Фрунзе в настоящее время

В 2014 году завод обанкротился. Сейчас на предприятии полнейшая разруха и запустение, заводской музей мопедов и велосипедов был обворован, украдены все экспонаты.

Технические характеристики

Рабочий объем двигателя 45 куб. см
Количество цилиндров 1
Диаметр цилиндра 38 мм
Степень сжатия 6 кг/см
Мощность силового агрегата 1,2 л.с. при 4500 об/мин
Система зажигания от магнето (Д6-00-800)
Привод Цепь
Топливный отсек железный бак с объемом 4,8 литра и резервным отсеком 0,2 литра
Размер покрышек (шины) 559х48 мм (26х2 дюйма)

Где купить

Купить ЗИФ 77 можно только в б/у состоянии. Цена сильно зависит от внешнего вида, наличия документов (права на мотовелосипед не нужны, но технический паспорт лишним не будет), с коляской продают или без.

Стоимость мокика “на ходу”:

  • В Украине — 10000-20000 гривен;
  • В Москве — 20000-40000 рублей;
  • В Пензе — 10000-30000 рублей.

Сколько стоят запчасти

Руль 1000 ₽
Бензобак 2000 ₽
Значек «ЗИФ» 500 ₽
Бензокраник 600 ₽
Глушитель 700 ₽
Заднее крыло 700 ₽
Тормозные колодки 800 ₽
Траверса вилки 400 ₽
Перья вилки 700 700 ₽
Ведомая звезда 2000 ₽

Механик/ автор статьи
Понравилась статья? Сохраните себе и поделитесь с друзьями!
Сайт про скутеры
Комментарии: 18
  1. Андрей Жаров

    Как поклонник техники, не могу не отметить, что мопед-велосипед ЗИФ-77 — это настоящая находка для любителей свободы и мобильности. Его дизайн вызывает ностальгию, а простота в обслуживании делает его идеальным средством передвижения по городским улицам и загородным маршрутам. Легкость и экономичность делают этот мопед отличным выбором как для ежедневных поездок, так и для прогулок на природе. Мне нравится, что он сочетает в себе лучшие качества велосипеда и мопеда — ощущение скорости и свободы, одновременно оставаясь удобным и практичным. Жду не дождусь возможности проехаться на нем!

  2. Евгений

    Дырчик детства,только с переделками-двигатель Д8,заднее колесо от Риги 13,седушка от Верховины(приварена),педали нафиг не нужны(вместо их деревяшка для ног).Для пацана самое то-выпросишь 3 литра бензина,стакан автола и целую неделю катаешься

    1. Сергей

      Тоже самое, в точь в точь ?

  3. Александр

    После 10 класса ( в 1977г ) купил МВ-18М. Из-за того, что был ни бум-бум в моторах, неправильно выставил зажигание и так откатался все лето. Как-то приехал на нем к своему другу в гости и его отец ( владелец мотоцикла ) отрегулировал все что можно на моем мопеде. При контрольном заезде с мотоциклом зафиксирована скорость 65 км в час.))) На ровном участке дороге в течении минуты — мне показалось, что от рассыпания на части мопед отделяло пара секунд. Как потом объяснил отец друга — такой результат, это правильная обкатка мотора Д-6…

  4. georg 12

    40 лет проездил на таком ,сейчас висит в сарае .В 80-е заменил двигатель Д-4 на Д-6.Из комментариев вижу что мопед ещё в цене.

  5. Внук Дедушки

    Это просто капсула времени какая-то! У моего деда есть такой, хотел отремонтировать, но большая проблема с запчастями. Кто подскажет, где можно найти детали?

  6. Андрей

    Согласен, что выглядит как хендмей или крафтовое изделие, однако на нем можно доехать до пункта назначения. И это самое главное.

  7. Анна

    Это настоящий раритет, я не любитель такого вида вещей. Считаю, что лучше приобрести новую, современную модель.

    1. Артём Иванов

      Артём Иванов: Понимаю тебя, но у меня бабуля старый фотоаппарат бережёт — кадры с ним такие живые получаются, что ни один новый эффект не заменит. Иногда именно старье даёт уникальную атмосферу, которой в новых моделях не сыскать!

  8. Иван

    Интересная модель, устраивают практически все характеристики, нужно будет поискать возможности посмотреть ее на трассе.

    1. Константин

      Согласен, модель прям огонь! У меня был случай, когда на треке одна такая мимо пронеслась — просто кусок адреналина! Надо обязательно съездить, проверить её в действии. Время на трассе — это реально кайф!

  9. Людмила

    Да дырчик отличный, и права на его вождение были не нужны

  10. Женя

    Выглядит как самодельная переделка из велосипеда, что-то из старого советского кино, или из Денискиных рассказов. Непонятно, почему такая завышенная цена.

    1. Демид

      Эй, привет! Согласен, выглядит по-старинке. У меня был случай, когда сам собрал электротранспорт из старого велосипеда. Получилось и удобно, и весело. Но трудозатрат там было немало, поэтому цена, хоть и кажется высокой, порой оправдана. Главное — качество, а не только внешний вид!

      1. Никольская Эмилия

        Привет! Полностью с тобой согласна! Один раз тоже собрала самокат из старой рамы и мотора. Да, замучилась, но потом на базу кататься было весело! Так что, если сделано нормально, то цена точно оправдана. Главное — кайф от процесса!

      2. Никольская Эмилия

        Привет! Да, весь этот DIY-космический движ — залипательно! Как-то сам крутил мопед из старого скейта и железок. Вточную, времени забрал уйму, но кайф был такой! Так что ты прав: порой лучше потратиться на приличное качество, чем потом облажаться!

      3. Артемий

        Привет! Да, старинный стиль — это круто, но ты прав, качество важно! Сам когда-то переделывал старый скейт в лонгборд. Оказалось, поначалу мысль казалась простой, а в итоге — сплошные затраты на детали. Но использую его до сих пор, и кайфую!

    2. Демид

      Согласен, выглядит странно. Я как-то тоже на старом велике заморочился, хотел сделать крутой проект. В итоге время провел, душу вложил, но цена на детали реально подскакивает. Думаю, здесь то же самое: руки, творчество и душа, но цена, конечно, шокирует.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: