ЗИФ 77 — легкий мопед советского производства, который выпускался Пензенским велосипедным заводом имени М. В. Фрунзе. Данный мотовелосипед является модернизированным вариантом прежней модели МВ-18М и отличается от нее улучшенной отделкой поверхности узлов и деталей, а также новой, меламидно-алкидной эмалью.
Дырчик совсем не тяжелый (его сухая масса – 35,2 кг), развивает максимальную скорость 40 км/час, расходует всего 1,8 л топлива на 100 километров пути с наибольшей допустимой нагрузкой 100 кг.
История
ПВЗ — одно из старейших машиностроительных предприятий СССР по производству велосипедов и оборонной продукции было запущено в 1915 году. Изначально это госпредприятие носило название «Третий трубочный завод» и было предназначено для производства боеприпасов.
Большое значение в становлении флагмана пензенской промышленности имела эвакуация в 1918-1919 годах в Пензу Петроградского трубочного завода и главной мастерской Сестрорецкого оружейного. Вместе с оборудованием сюда прибыли 350 квалифицированных рабочих. В дальнейшем завод приступил к производству велосипедов и в августе 1928 года была изготовлена первая партия.
Пензенские велосипеды были менее эстетичны, чем “Рига” или харьковские аналоги, но отличались высокой надежностью. В октябре 1931 года завод переименован в велосипедный, а 9 апреля 1933 года предприятию присвоено название «Пензенский завод имени М. В. Фрунзе» (ЗИФ).
До и после войны завод активно занимался выпуском оружия, прессов, различных станков и токарно-револьверных автоматов. В 1970-е годы завод успешно освоил производство многоскоростных мужских и женских велосипедов, а также мотовелосипедов с моторами «Красного Октября».
Обзор модельного ряда
Первенцем завода стал мотовелосипед 16-В разработанный в Харькове в 1957 году. Мопед имел короткорычажную переднюю вилку, передний тормоз.
Позже мотовелик модернизировали поставив на него новый двигатель Д-5, а сам “советский скутер” получил модифицированное название 16В1.
На модель 16-ВМ (1963) уже установлен новый двигатель Д5М, передний тормоз стал барабанного типа.
У мотоцикла МВ-18 (1972-1975 годы), по сравнению с 16 ВМ, была полностью переработана рама, появился свой оригинальный бензобак. Вилка стала телескопической, изменилось устройство переднего тормоза. Мопед комплектовался новым двигателем Д6 завода Красный Октябрь, у которого появилась световая обмотка в катушке зажигания, в связи с чем на мокике появился задний габаритный фонарь и фара.
Модификация МВ-18М (1975-1977) отличалась лишь изменением крепления переднего крыла, приводом педалей и тормозом.
Крепление фары мопеда ЗИФ 77 (1977 года выпуска) стало отдельным от вилки в виде двух хромированных петелек (скорее ухудшение, ибо оно было сделано из тонкого металла и не выдерживало нагрузок), изменился задний тормоз, появилась надпись на баке “ЗИФ-77”.
Экспериментальные модели:
- Мотовелосипед 17-В (1965) с двигателем Д5;
- Легкий мопед ЗИФ-20 с мотором Д8
- Рига Стелла.
После распада СССР
В годы перестройки выпуск легких мопедов на ЗИФе был прекращен. Однако, завод удалось сохранить. Переименованный в 2008 году в ООО “Пензенский Велосипедный Завод”, выпускал семь моделей мужских и женских дорожных велосипедов, а также две модели подростковых велосипедов.
В 2014 году завод обанкротился. Сейчас на предприятии полнейшая разруха и запустение, заводской музей мопедов и велосипедов был обворован, украдены все экспонаты.
Технические характеристики
Рабочий объем двигателя | 45 куб. см |
Количество цилиндров | 1 |
Диаметр цилиндра | 38 мм |
Степень сжатия | 6 кг/см |
Мощность силового агрегата | 1,2 л.с. при 4500 об/мин |
Система зажигания | от магнето (Д6-00-800) |
Привод | Цепь |
Топливный отсек | железный бак с объемом 4,8 литра и резервным отсеком 0,2 литра |
Размер покрышек (шины) | 559х48 мм (26х2 дюйма) |
Где купить
Купить ЗИФ 77 можно только в б/у состоянии. Цена сильно зависит от внешнего вида, наличия документов (права на мотовелосипед не нужны, но технический паспорт лишним не будет), с коляской продают или без.
Стоимость мокика “на ходу”:
- В Украине — 10000-20000 гривен;
- В Москве — 20000-40000 рублей;
- В Пензе — 10000-30000 рублей.
Сколько стоят запчасти
Руль | 1000 ₽ |
Бензобак | 2000 ₽ |
Значек «ЗИФ» | 500 ₽ |
Бензокраник | 600 ₽ |
Глушитель | 700 ₽ |
Заднее крыло | 700 ₽ |
Тормозные колодки | 800 ₽ |
Траверса вилки | 400 ₽ |
Перья вилки 700 | 700 ₽ |
Ведомая звезда | 2000 ₽ |
Дырчик детства,только с переделками-двигатель Д8,заднее колесо от Риги 13,седушка от Верховины(приварена),педали нафиг не нужны(вместо их деревяшка для ног).Для пацана самое то-выпросишь 3 литра бензина,стакан автола и целую неделю катаешься
Тоже самое, в точь в точь ?
После 10 класса ( в 1977г ) купил МВ-18М. Из-за того, что был ни бум-бум в моторах, неправильно выставил зажигание и так откатался все лето. Как-то приехал на нем к своему другу в гости и его отец ( владелец мотоцикла ) отрегулировал все что можно на моем мопеде. При контрольном заезде с мотоциклом зафиксирована скорость 65 км в час.))) На ровном участке дороге в течении минуты — мне показалось, что от рассыпания на части мопед отделяло пара секунд. Как потом объяснил отец друга — такой результат, это правильная обкатка мотора Д-6…
40 лет проездил на таком ,сейчас висит в сарае .В 80-е заменил двигатель Д-4 на Д-6.Из комментариев вижу что мопед ещё в цене.
Это просто капсула времени какая-то! У моего деда есть такой, хотел отремонтировать, но большая проблема с запчастями. Кто подскажет, где можно найти детали?
Согласен, что выглядит как хендмей или крафтовое изделие, однако на нем можно доехать до пункта назначения. И это самое главное.
Это настоящий раритет, я не любитель такого вида вещей. Считаю, что лучше приобрести новую, современную модель.
Интересная модель, устраивают практически все характеристики, нужно будет поискать возможности посмотреть ее на трассе.
Да дырчик отличный, и права на его вождение были не нужны
Выглядит как самодельная переделка из велосипеда, что-то из старого советского кино, или из Денискиных рассказов. Непонятно, почему такая завышенная цена.
Эй, привет! Согласен, выглядит по-старинке. У меня был случай, когда сам собрал электротранспорт из старого велосипеда. Получилось и удобно, и весело. Но трудозатрат там было немало, поэтому цена, хоть и кажется высокой, порой оправдана. Главное — качество, а не только внешний вид!
Согласен, выглядит странно. Я как-то тоже на старом велике заморочился, хотел сделать крутой проект. В итоге время провел, душу вложил, но цена на детали реально подскакивает. Думаю, здесь то же самое: руки, творчество и душа, но цена, конечно, шокирует.