Вездеход Мамонтенок — плавающий грузовой снегоболотоход компании “Арктиктранс” с шарнирно-сочленённой рамой на шинах низкого давления. Большинство агрегатов и узлов этого вездехода изготовлены с использованием стандартных деталей от грузовиков Горьковского автомобильного завода, что обеспечивает простоту в эксплуатации, облегчает техническое обслуживание и ремонт.
Мамонтенок предназначен для перевозки грузов и людей по бездорожью всех типов, включая слабонесущие, лесные, болотистые грунты, водные пространства, снег любой плотности. Вездеход может выпускаться в различных модификациях: с бортовым кузовом, тентовым фургоном, утеплённым дюралевым или стальным КУНГом.
Конструкция
Главными особенностями конструкции вездехода Мамонтенок являются шарнирно-сочлененный транспортно-поворотный узел (ломающаяся рама) и тонкостенные шины низкого давления. Сравнительно небольшие ходы рессорной подвески компенсируются «изломом» рамы. Благодаря огромным колёсам диаметром 170 см вездеход может плавать по воде. Протекторы при этом выполняют роль гребных лопаток. С полной нагрузкой Мамонтенок может преодолевать брод глубиной до 1,5 м.
Однако стоит заметить, что Мамонтенок не является классическим вездеходом-амфибией, так как способность плавать объясняется большим водоизмещением колес, а не герметичным водоизмещающим кузовом.
Узел сочленения с двумя гидроцилиндрами — изюминка конструкции. Угол его складывания — 30 градусов и еще на 15 он позволяет полурамам скручиваться относительно продольной оси. Радиус поворота — 10 метров по следу наружного колеса, конечно же, велик для шестиметровой машины, но в тундре это роли не играет, там просторно.
Преимущества
- Вездеход на шинах низкого давления не разрушает поверхностный растительный слой, а так же практически отсутствует колея после прохождения машины. Причиной этого являются именно шины низкого давления.
- Более экономичный вид доставки грузов, чем вертолетом, при этом почве не наносится такого ущерба, как от гусеничных машин.
- Плюсами в ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации вездехода является то, что основными его агрегатами и узлами стали стандартные детали, предусмотренные в грузовиках ГАЗ (ГАЗ-66 стала основой первой модели Мамонтенка).
Технические характеристики
Боковая устойчивость | 36° |
Радиус поворота | 10 м |
Шины | 1700х750-26″, камерные, сверхнизкого давления |
Регулировка давления в шинах | автоматическая |
Удельное давление на грунт | 0,2-0,6 кгс/см2 |
Компоновка | капотная (в первом поколении — бескапотная) |
Привод | полный подключаемый с демультипликатором и самоблокирующимися межколесными дифференциалами |
Передняя подвеска | зависимая рессорная |
Задняя подвеска | зависимая рессорная |
Тормоза | барабанные с гидроприводом и гидровакуумными усилителями |
Минимальная скорость движения на низшей передаче | 1,5 км/ч |
Скорость на воде | 3-5 км/ч |
Поколения
Первое поколение вездехода Мамонтенок выпускалось с 1991 по 1998 г.г. с шестиместной кабиной, сваренной из двух от ГАЗ-66. На снегоболотоход устанавливался атмосферный дизель «Мерседес» мощностью 72 л.с. В этом поколении поворотно-сцепное устройство вездехода имело три степени свободы: помимо «излома» рамы в горизонтальной плоскости и закручивания её «винтом», она могла складываться вертикально, что помогало штурмовать крутые склоны.
Во втором поколении на вездеход устанавливался более мощный дизельный двигатель Д-243. Так как он не помещался в моторный отсек кабины ГАЗ-66, к ней стали приваривать капот от ГАЗ-53. Для улучшения активной безопасности, чтобы при движении по дорогам с твёрдым покрытием не возникала резонансная раскачка, отказались от складывания рамы в вертикальной плоскости.
В третьем поколении Мамонтенок выпускается с кабиной от ГАЗ-3307. Для экономии топлива и уменьшения износа поворотно-сцепного устройства задний мост сделали отключаемым.
Цена вездехода Мамонтенок составляет около 35000 долларов США. При покупке у производителя можно выбрать различные комплектации кабины и прицепа.